Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

обобщение педагогического опыта

ОБОБЩЕНИЕ
 ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Нельзя более мириться со школой, которая отстала от своего

 времени на сто лет, с её пустословием, прописными истинами,

безнадёжно устаревшими учебниками, письменными

 работами, зубрежками и оттарабаниванием уроков.

 С. Френе

 

ТЕМА ОПЫТА: «Использование информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы как средства активации познавательной активности учащихся»

Цель:  Изучить возможности использования новых  информационных технологий на уроках русского языка и литературы

  •      
  • Улучшить подготовку обучающихся к урокам путем использования современных образовательных технологий.
  • Формировать  компетентностно-ориентированную личностиь посредством внедрения в учебный процесс ИКТ-технологий, создать  образовательное  пространство, в котором средством формирования компетентностного мировоззрения учащихся выступают ИКТ-технологии.
  •   Привить интерес  к предмету, воспитать любовь к русскому языку путем применения разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися.
  •     Обобщить  и распространить собственный  педагогический опыт.

 

Я выбрала эту тему в своей работе, т.к. она, на мой взгляд, актуальна сегодня. Качество знаний учащихся с каждым годом всё ниже. В работе над этой темой я стараюсь использовать различные формы и методы обучения, компьютер, который представляет широкие возможности в сфере обучения.

Работа над  данной темой   требует определенного труда::

  1.          изучение специальной литературы,
  2. ознакомление с офисными программами (WORD, EXCEL, POWER POINT и др.), электронными учебниками, утилитами  и их использование в учебном процессе,
  3. овладение компьютерными компетенциями,
  4. создание банка данных урочной деятельности на электронных носителях.

 

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:

— позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

— способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

— позволяют индивидуализировать процесс обучения;

— повышают интерес к урокам русского языка;

— активизируют познавательную деятельность учащихся;

— развивают творческий потенциал учащихся;

— осовременивают урок.

                                  АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ.

Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин.

Мы живём в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу стала особенно актуальна в наши дни.

Если рассматривать урок как социальный заказ общества системе образования, то сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника школы должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере в качестве пользователя. Это потребность, продиктованная временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества. Прошло время, когда можно было сообщать знания. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребёнка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Необходимо переосмыслить место и роль информации, что ведет к переосмыслению содержания образования.

Проблема внедрения компьютера в сферу образования сегодня приобретает особую актуальность: компьютер существенно повышает мотивацию учения, активизирует познавательную деятельность школьников, позволяя вести непосредственный диалог между пользователем и обучающей системой, предусматривает оперативную обратную связь. Особенно важным это преимущество является для малокомплектных школ, когда учителю приходится работать одновременно с двумя разными классами.

Информационные технологии – это реальность, с которой необходимо считаться. Преимущества их использования на уроке неоспоримы: это и новая информация, и дополнительный материал к учебникам, позволяющий расширить кругозор, и оперативный контроль знаний, что даёт значительную экономию учительского времени при проверке усвоения того или иного материала, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий для индивидуальной, фронтальной и групповой работы.

Применение информационных технологий позволяет использовать проблемные, эвристические, игровые методы обучения, развивающие индивидуальность мышления и творческие способности учащихся. Уроки такого рода, как правило, активизируют ребят, растёт интерес к преподаваемому предмету, повышается работоспособность.

При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе можно выделить следующие его дидактические возможности:

— расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации явлений русского языка;

— привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

— развитие познавательных способностей учащихся;

— способствует быстрому освоению материала, экономит время, в корне изменяет качество и содержание урока;

— способствует развитию мотивации у ученика;

— помогает быстрому усвоению сложного материала.

Эти дидактические возможности компьютера доказывают эффективность и актуальность использования компьютера на уроках русского языка.

В настоящее время компьютеризация охватила практически все сферы человеческой деятельности. Уже не представляется возможной жизнедеятельность человека без компьютера. Внедрение компьютера в образовательный процесс – это в определенной мере залог успеха в обучении.

 

Использование информационных и коммуникационных технологий

в обучении:

— использование информационных технологий в подготовке дидактических материалов (мультимедийных презентаций по различным темам, создание обучающих программ и т.д.);

— использование электронных учебных пособий в обучении;

— использование информации, передающейся по электронной сети.

Виды деятельности школьников при работе с персональным компьютером:

— самостоятельная работа с информацией по интересующей теме;

— самостоятельная учебная деятельность в режиме самообразования;

— коммуникативная деятельность в сети Интернет.

Компьютер как современное техническое средство обладает уникальными обучающими возможностями, которые надо рационально использовать. Компьютерные программы – это «динамичные модели интеллектуальной деятельности человека» (В. П. Долматов).

Применение компьютера на уроках русского языка имеет и значительный воспитательный смысл: с раннего возраста мы будем учить детей обращаться с новой техникой, закладывать культуру отношений «человек-машина».

Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.

Особенностью компьютерного (программированного) обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения. Всё это целесообразно использовать при изучении орфографических, пунктуационных правил.

Когда следует применять ПК? Когда другие средства оказываются менее эффективными, менее результативными. При этом следует заметить, что эффективность компьютерного обучения целиком и полностью зависит от качества обучающих программ.

Будучи уникальным современным средством наглядности, обеспечивающим учащемуся активное взаимодействие с динамическими таблицами, опорными схемами и сигналами, алгоритмами, компьютер обладает способностью методически ярко предъявить саму языковую наглядность, «материализовать» её с помощью цвета, графики, системы подчёркивания, динамики изображения, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и т. д. Компьютерная поддержка позволяет разнообразить формы и способы предъявления материала с помощью моделирующих возможностей, цвета, графики. Благодаря постоянной обратной связи информирующего и контролирующего характера школьники приобретают возможность корректировать свою учебную деятельность.

Компьютер целесообразно использовать не только как средство наглядности, но, в первую очередь, в качестве средства активного обучения.

Как это ни парадоксально, но именно бездушная машина может по-настоящему оживить такой предмет, как русский язык, который пока является не самым привлекательным для наших школьников.

Роль учителя на уроке с использованием ПК – организатор всего урока и консультант. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности.

Опыт показывает, что важнейшими из условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любому изучаемому предмету, в том числе и русскому языку, являются:

— во-первых, мотивация учебно-познавательной деятельности школьников,

— во-вторых, их активные и сознательные действия, направленные на освоение теоретического материала.

Учащиеся охотно идут на занятия с использованием ПК, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым.

Детей привлекают новые условия, непринуждённость обстановки, само общение с компьютером, одобрение электронного помощника-учителя, возможность работать группами (взаимопомощь), возможность повторить программу и получить положительную отметку. Ученик самоутверждается, у него появляется вера в свои способности (это особенно важно для слабых учащихся). Такой опыт пригодится ученику не только в учебной деятельности, но и в любой другой. У ученика появляются дополнительные возможности для тренировок и закрепления умений и навыков.

Компьютер способен снять психологический дискомфорт (боязнь низкой оценки, насмешки товарищей, повышенный тон учителя). Компьютер развивает любознательность, уверенность в собственных силах, самостоятельность. Из пассивного заучивания учение превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.

Далеко не весь учебный материал нуждается в опоре на средства компьютерной техники. Не нужно превращать использование программ в самоцель, неуёмное увлечение.

 ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.

Использование компьютера в учебном процессе (внедрение новых информационных технологий) – это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета и тем самым повысить уровень орфографической и пунктуационной компетентности учащихся, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к русскому языку.

Компьютер используется на различных этапах проведения урока:

1. Использование компьютера при изучении (объяснении) нового материала.

Учитель «не отменяется», он координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс. А «рассказывать» материал вместо него может компьютер. Привычную доску с кусочком мела заменяет интерактивная доска. На экране с помощью видеоряда, звука и текста происходит объяснение учебного материала.

2. Использование компьютера при выполнении тренировочных упражнений, целью которых является первичное закрепление знаний и умений. Они позволяют сокращать время на переписывание текстов, когда необходимо только объяснение написания слова.

Использование на уроке тренировочной компьютерной программы даёт возможность учителю осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов мыслительной деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличить его педагогический эффект.

Возможно эффективное использование компьютера на этапе объяснения новой темы. Например, при изучении темы «Морфологический разбор частей речи», где можно использовать гипертекстовый документ. Берется чистый лист, на нем набирается текст предложения, с которого делаются ссылки на другие документы. Если ученик не помнит, к примеру, что такое прилагательное, то в ссылке даются сведения о прилагательных. Если ученик не знает каких-то категорий прилагательных, то точно так же может выяснить это из закладок и выбрать правильный вариант. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал о любой части речи: постоянные, непостоянные признаки; разряды, род, число, склонение прилагательных, синтаксическую роль. Создаётся благоприятный психологический климат, так ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи гипертекста.

3. Использование компьютера при повторении изученного.

Актуализирующее повторение в первой части урока в компьютерном варианте может быть представлено в любом формате (текст – звук – изображение): тестированием, экспериментальными задачами, проблемными ситуациями. При повторении для обобщения и систематизации знаний используются графические возможности компьютера.

4. Использование компьютера для осуществления контроля знаний учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.

Применение компьютера на уроках русского языка для контроля знаний помогает учителю решать множество задач: определение уровня обучаемости, работа по индивидуальному плану, постоянный контроль за усвоением материала.

Компьютер, как автоматизированная система обучения и контроля знаний по русскому языку, позволяет провести зачёт, тест, контрольную работу, тут же получить таблицу ошибок с указанием списка правил, на которые были допущены ошибки, их количество, сформировать индивидуальный план занятий. При этом учитель экономит время на проверке работ учащихся и имеет возможность индивидуальной работы с каждым учеником, так как программа сохраняет результаты работы учащихся за весь период обучения.

Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества, которые состоят в следующем:

— осуществляется индивидуализация контроля знаний (учёт разной скорости работы учащихся, дифференциация по степени трудности);

— повышается объективность оценки;

— ученик видит детальную картину собственных недоработок;

— оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;

— на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.

5. Использование компьютера как демонстрационного средства наглядности (интерактивной наглядности). Особенно активно взаимодействие учащихся с динамическими таблицами, опорными схемами, таблицами. Например, при повторении склонения имен существительных учащимся 6-го класса предлагается задание: заставить говорить молчащую таблицу, которая заполняется в ходе беседы, а на экране появляются записи в цвете.

Всё это облегчает восприятие и понимание грамматического материала, позволяет ярко предъявлять языковую наглядность, материализовать её с помощью подчеркиваний, цвета.

Такие таблицы, схемы, алгоритмы может подготовить к уроку каждый учитель, имеющий навыки работы с компьютером.

На уроках русского языка использую следующие формы работы с компьютером:

1. Презентации с использованием мультимедиа-технологии.

Компьютерные презентации являются одним из типов мультимедийных проектов, представляющих собой последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты: текст, цифры, графику, анимацию, видео и звук. Презентации лучше всего применять на уроках литературы во время лекции или докладов учащихся, так как там могут быть показаны самые выигрышные моменты урока: географические и исторические места, связанные с жизнью и деятельностью писателей и поэтов, портреты, иллюстрации, цитаты и т. д. На экране могут появиться и определения, которые ребята могут переписать в тетрадь.

Электронные презентации являются незаменимой вещью при подаче нового материала крупным блоком и на уроках обобщающего повторения. Например, в 5 классе при знакомстве с темой «Морфология» учащимся предлагается знакомство с презентацией «Части речи», в которой сведена вся необходимая информация о частях речи, изучаемых в 5 классе, приведены данные о частоте употребления и количественном соотношении частей речи, рассматривается вопрос о грамматическом значении слова. Столь теоретизированный материал пятикласснику запомнить трудно, а после знакомства с презентацией ученик легко восстанавливает в памяти увиденное и услышанное на предыдущем уроке и уже может самостоятельно изложить пройденный материал. Лист с распечаткой каждого слайда можно повесить на стенде «Сегодня на уроке» и менять его на следующий по мере изучения раздела, а при закреплении темы показывается вся презентация, и тем са обобщается и выстраивается в единую схему все то, что было пройдено в течение нескольких недель.

Для учеников 5 – 6 классов характерен наивный реализм в восприятии материала. Поэтому для наделённых предметностью воображения, эмоциональной активностью и целостностью впечатления пятиклассников такая подача материала представляет собой очень эффективный прием: цветовое решение слайдов, иллюстрации, диаграммы – всё это способствует более прочному запоминанию материала.

Использование на уроке презентаций имеет некоторые преимущества перед традиционным ведением урока:

— обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

— иллюстрации доступны и понятны всем учащимся;

— позволяет ускорить учебный процесс (становится более быстрым процесс записи определений, правил, так как не приходится диктовать текст несколько раз (он выведен на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно ему нужный фрагмент);

— существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране;

— помогает заинтересовать детей предметом.

2. Тесты.

Тесты в электронной версии могут представлять собой варианты от электронных карточек с вопросами и вариантами ответов до сложных многоуровневых структур, где забывчивому ученику предлагаются небольшие подсказки, и уровень знаний оценивается тут же.

Подобные программы стимулируют познавательный интерес ребенка, повышают эффективность урока. Это и обратная связь с учащимися, занимающимися самостоятельно, интерактивность, высокая степень наглядности, оперативный доступ ко всем частям, разделам и статьям, это и использование компьютерных технологий для диагностики степени усвоения материала и коррекции пробелов на уроках, дополнительных занятиях.

Многие полезные для обучения свойства электронных учебных материалов просто невозможно реализовать в традиционных учебниках и пособиях, так как если перевести весь материал, содержащийся в

мультимедиа комплексе, в линейный вид, то это будет более 50 тысяч страниц книжного текста.

Приёмы применения компьютерных технологий на уроках русского языка

— Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующихся на этапе закрепления и повторения пройденного. Компьютерные тесты – это чёткое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа. Для учителя тест служит средством внесения различного рода изменений, направленных на совершенствование учебного процесса, а также вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения, в том числе и дистанционного. Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы, сразу получает оценку за ответы. Может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок, что дает возможность проанализировать, насколько глубоко он усвоил данный материал. В случае неудовлетворительного результата школьник может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Таким образом ученики приобретают навыки самоконтроля.

— Электронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.

— Медиатексты в электронном формате. (Электронные библиотеки.)

— Слайды с текстовым изображением, созданные учениками и учителем: словарно-орфографическая работа, обзор творчества поэта, подготовка к докладу.

— Слайды с графическим изображением (обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий, диаграммы).

— Информация, заимствованная из сети Интернет, также можно осуществлять проблемное обучение посредством поиска информации в сети Интернет для подготовки домашнего задания, научно-исследовательской работы. Работа в сети Интернет предоставляет неограниченные возможности творчества для учеников и учителя, даёт возможность использовать мировой опыт и знания в области образования и науки. Использование Интернет способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, тематических презентаций. Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования и детей, и учителей, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

— Научно-исследовательские работы учащихся в электронном виде.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции:

— учителя,

— рабочего инструмента,

— объекта обучения,

— сотрудничающего коллектива,

— игровой среды.

В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажёр; средство диагностики и контроля.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Использование ПК на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках.

          

2012/13 уч. год

1 место в олимпиаде по литературе (Леонова Мирей, 7 класс), муниципальный тур;

3 место в олимпиаде по русскому языку (Тимофеева Ольга, 8 класс), мун. тур;

3 место в олимпиаде по русскому языку (Копонева Анастасия, 9 класс), муниц. тур;

2013/14 уч. год

1 место в олимпиаде по литературе (Леонова Мирей, 8 класс), муниц. тур;

1 место в олимпиаде по литературе (Копонева Анастасия, 10 класс), муницип. тур

Участие в республиканской олимпиаде по литературе (Леонова Мирей, 8 класс), республ. тур

1 место в конкурсе сочинений на антикоррупционную тему, Леонова Мирей, 8 класс

1 место в конкурсе  сочинений к 20-летию Конституции РФ, Леонова Мирей, муниц.

 1 место в конкурсе чтецов в рамках Декады Русского языка, Леонова Мирей 8 класс, Идиятуллина Лилия, 11 класс, муниц.

1 место в конкурсе плакатов «Мы выбираем мир», 5 класс, муниц., республик.

2014/15 уч.год

1 место в конкурсе сочинений, посвященном Дню Героя Отечества, Сулейманова Адиля, 5 класс, муниц.

2 место в конкурсе  Новогодних плакатов «Поздравления Деду Морозу», Сидорова Вера, 5 класс, муниц.

Доказано, что использование ПК на уроках дает высокие результаты, развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность. У учеников вырабатывается довольно устойчивый интерес к занятиям с использованием ПК, меньше рассеивается внимание, т. к. существует обратная связь компьютера с обучаемым. Ребятам нравится непринуждённость обстановки, общение с компьютером, возможность работать группами и индивидуально, возможность повторить программу, если что-то не получается.

Внедрение компьютерной технологии в образовательный процесс развивает, формирует познавательную активность, творческий потенциал. Существенную помощь компьютер оказывает и в формировании отдельных психических процессов учащихся: памяти, внимания, мышления, что составляет психологическую основу обучения русскому языку. Компьютер выступает в данном случае «ускорителем» этих процессов.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Компьютер – добрый, надёжный помощник учителя.

Существует пословица: «Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймёшь». И нет для такого понимания лучшего помощника, чем персональный компьютер.

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, и тем более учитель, должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны использоваться не только на уроках естественно-математического цикла. Они могут стать незаменимыми помощниками учителя, преподающего русский язык и литературу. В наши дни использование компьютера на уроках стало особенно актуально в связи с подготовкой и проведением ЕГЭ.

Естественно, при этом необходимо пересмотреть существующую методическую модель «учитель – учебник – ученик». Она будет выглядеть так: «учитель – учебник – компьютер – ученик».

Персональный компьютер может быть использован в процессе индивидуальных занятий во внеурочное время и фрагментарно на уроке: для изучения нового материала, организации самостоятельной работы, повторения и обобщения знаний.

ТРУДОЁМКОСТЬ

Проблемы использования ПК в обучении далеко не все ещё решены.

Среди главных проблем можно выделить следующие:

— психологическая перестройка сознания учителя;

— компьютерная грамотность (особенно преподавателей);

— программное обеспечение по учебным предметам;

— методика применения программных педагогических средств в учебном процессе.

Трудности методического характера:

— применение ПК максимально «уплотняет» урок. И для того, чтобы учащиеся, с одной стороны, не уставали, а с другой – не теряли времени даром, необходимо максимально разнообразить урок, создавать проблемные ситуации, привлекать творчество учащихся;

— надо не «перегрузить» учащихся работой на ПК. Чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, а не пользу;

— невозможность обеспечить каждого ученика компьютером в сельских школах (но тогда – использование группового метода).

Все эти трудности, затраты времени и сил окупятся сторицей.

Подготовка к любому уроку с использованием ИКТ, конечно, кропотливая, требующая тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, который позволяет интегрировать знания в инновационном формате. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся, повышают престиж учителя в глазах учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Алгазина Н. Н., Пашкова Г. И., Фитковская Е. И., Березенко Н. В. Обучение орфографии с применением ЭВМ // Русский язык в школе. – 1989. – № 6.

2. Алексаньянц Л. М., Прохорова Л. Н. Из опыта использования компьютера для контроля орфографических навыков // Русский язык в школе. –

1999. – № 4.

3. Баскаков В. Ю., Бахтеров В. Е, Резниченко И. Л. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку // Русский язык в школе. – 1988. – № 2.

4. Гац И. Ю. Изучение обособления определений с использованием компьютера // Русский язык в школе. – 1995. – № 1.

5. Емельянова М. Л., Коршунов С. В. Из опыта создания и использования обучающей компьютерной программы по русскому языку // Русский язык в школе. – 1990. – № 5.

6. Зенченко Н. М. Из опыта работы в компьютерном классе // Русский язык в школе. – 1989. – № 5.

7. Кнусова М. С. Изучение словообразования в V классе с применением компьютера // Русский язык в школе. – 1994. – № 5.

8. Ладыженская Н. В. Сценарии компьютерных задач по речевому этикету // Русский язык в школе. – 1993. – № 1.

9. Ларских З. П. Изучение правописания –чик (-щик) с применением ЭВМ // Русский язык в школе. – 1991. – № 5.

10. Львов В. В. Компьютеры на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 1986. – № 3.

11. Молчанова Е. Е. Компьютерная поддержка изучения пунктуации в предложениях с обращениями // Русский язык в школе. – 1998. – № 3.

12. Морозов И. Ю. Проблемы программно-методического обеспечения уроков русского языка в компьютерных классах // Русский язык в школе. –

1990. – № 6.

13. Новикова Т. Ф. Пунктуация в V классе: возможности компьютерного обучения // Русский язык в школе. – 1993. – № 1.

14. Пазина Е. А. Изучение темы «Союз» в VII классе с компьютерной поддержкой // Русский язык в школе. – 2003. – № 4.

15. Соболева С. Н. Современные дидактические средства при формировании грамотности учащихся // Русский язык в школе. – 1999. – № 6.

16. Стебенева Г. Г. Возможности использования ЭВМ в процессе обучения русскому языку // Русский язык в школе. – 1988. – № 6.

17. Шмелёв А. Д. Язык и компьютер: лингвистические алгоритмы // Русский язык в школе. – 1989. – № 6.

18. Стебенева Г. Г. Языковой материал для программ ЭВМ по теме «Непроверяемые гласные и согласные» // Русский язык в школе. –

1990. – № 5.

19. Скрябина О. А. Изучение местоимения как части речи с использованием ЭВМ // Русский язык в школе. – 1998. – № 6.

20. Стрыгина Т. В. Блоковая подача материала при изучении имени существительного с применением ПЭВМ // Русский язык в школе. –

1996. – № 3.

21. Хахалева Н. Н. Роль компьютера в процессе овладения орфографией // Русский язык в школе. – 2001. – № 1.

22. Цуканова А. Г. Компьютерная поддержка уроков русского языка по теме «Состав слова» // Русский язык в школе. – 1996. – № 5.

23. Чибухашвили В. А. Компьютерная поддержка уроков русского языка по теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении» // Русский язык в школе. – 1994. – № 3.

24. Образовательные порталы.

25. Сайты о русском языке.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ulga (12.02.2015)
Просмотров: 885 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar