Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мое портфолио » Мои результаты

Анализ ШМО учителей русского языка и литературы
[ Скачать с сервера (223.5 Kb) ] 16.06.2016, 14:19

 Анализ  работы

  методического объединения

 учителей  русского языка и литературы

МБОУ «Аксубаевский лицей»

за 2015– 2016 учебный год.

Деятельность  МО учителей русского языка и литературы, истории и обществознания   МБОУ «Аксубаевский лицей» в  2015– 2016 учебном году строилась в соответствии с планом методической работы школы и была направлена  на решение проблемы формирования и развития ключевых компетентностей школьников на уроках русского языка и литературы, истории и обществознания.

             В 2015– 2016  учебном году школьное МО учителей  гуманитарного цикла  работало  по теме: «Совершенствование профессиональной компетентности учителя  в условиях  ФГОС нового поколения».

 

Цель: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области русского языка и литературы, истории и обществознания и методики их преподавания.

 

Деятельность педагогов была направлена на решение следующих задач:

 1) совершенствование педагогического мастерства учителей-словесников, изучение новейших   методик, способствующих повышению качества обучения школьников;

   2)продолжение изучение Стандартов второго поколения по предметам русский язык и литература, история и обществознание;

 3) обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов через участие в   семинарах, конференциях, мастер-классах, прохождение курсов повышения квалификации;

  4) активизация работы с одарёнными детьми;

 5) организация многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный результат:     исследовательские работы, творческие проекты, литературные художественные работы;

  6) совершенствование форм и методов ведения уроков и внеклассных мероприятий

       через изучение и внедрение новых методических приемов и технологий;

 7) повышение коммуникативно – речевой грамотности школьников в современных условиях;

  8) качественная подготовка учащихся 9, 11-х классов к итоговой аттестации;

  9) стимулирование читательских интересов школьников, воспитание любви к русскому языку и   русской литературе;

 10) создание копилки ЦОР каждым учителем.

 

               Все поставленные задачи способствовали достижению цели: содействовать лингвистическому развитию и нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами родного языка, созданию условий для реализации творческих способностей школьников.

              Для  решения этих задач была спланирована и организована работа в двух направлениях: теоретическое просвещение и практическая деятельность.     

             Среди  теоретических вопросов, оказавшихся в центре внимания учителей, –   вопросы о соответствии календарно-тематических планирований программам, об эффективных формах   подготовки  к  итоговой аттестации учащихся, о преемственности среднего звена и  начальной школы, об интегрированном  и метапредметном  уроке русского языка и литературы  в контексте требований ФГОС, о системно-деятельностном  подходе  в преподавании русского языка и литературы,  о способах  и приёмах  формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках литературы  и русского языка, об организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся как способа  реализации личностно-ориентированного образования,  о рабочей программе учителя-словесника в связи с переходом на ФГОС нового поколения.

 

Анализ условий деятельности МО

Организационные условия. Методическая работа МО учителей гуманитарного цикла  организовывалась в соответствии с планами работы методического совета школы и МО.

Работа с педагогическими кадрами.

  В  методическом объединении учителей гуманитарного цикла  работают  5 квалифицированных специалистов . Кадровые условия обучения школьников соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню образования в школе.  Все учителя имеют высшее образование.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по русскому языку и литературе. Основным ориентиром в определении содержания и форм учебного процесса по русскому языку остаются Государственные образовательные стандарты, инструментом для реализации которых являются Федеральные программы, разработанные для ОУ  РФ.

             По предмету «Русский язык» учителя в 5-9 классах  работают по программам общеобразовательных учреждений М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М. Шанского.

 10-е изд. Москва. «Просвещение». 2011. В 10-11 классах – по программе Н.Г. Гольцовой (учебник:  Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин.  Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2006)

            По предмету «Литература» учителя работают по Рабочим программам под редакцией Г.С. Меркина.   Учебный план на 2015 –  2016 учебный год выполнен, учебные программы пройдены.

 

   Повышение квалификации педагогов. Основными формами повышения педагогического мастерства стали курсы повышения квалификации, семинары, индивидуальные консультации по написанию аттестационных работ со специалистами НИРО,   самообразование.

Курсы повышения квалификации в этом учебном году прошли Архипова О.А., Клименко Е.М. Эта  подготовка  позволила педагогам расширить теоретические знания и применять     их с целью повышения профессионального мастерства.

 

Тематика  заседаний МО.

 Одной из оптимальных  форм повышения профессионального мастерства учителей русского языка и литературы является участие в заседаниях школьного МО.

В течение 2015– 2016 учебного года было организовано и проведено  6 заседаний  по следующим темам:

 

Заседание 1.

Тема: «Нормативное и учебно-методическое обеспечение обучения  по русскому языку и литературе, истории и обществознания в 2015-2016 учебном году» Анализ работы МО за 2015-2016 учебный  год.            Утверждение плана работы МО на 2015-2016 учебный год. Обсуждение рабочих программ педагогов. Планирование  работы по темам самообразования. О соблюдении единого орфографического режима и проверке тетрадей по русскому языку и литературе. Утверждение материала стартовых контрольных работ по русскому языку. «Управление введением ФГОС ООО. Преемственность основных направлений деятельности начальной и основной школы в условиях реализации ФГОС».

Заседание 2.

     Тема: «Эффективность работы учителей по обеспечению качественного образования»

     Повестка дня:

1.Подведение итогов успеваемости за 1 четверть

2.Подведение итогов школьного тура олимпиады

3.Составление плана работы по подготовке к экзаменам

 

Заседание 3.

     Тема: «Организация работы методического объединения  на второе полугодие.

     Повестка дня:

1.Подведение итогов успеваемости за полугодие

2.Подведение итогов районного тура олимпиады

3.Подведение итогов предметной декады

Итоги стартовых  контрольных  работ. Анализ результатов ОГЭ  и ЕГЭ за 2013-2014 учебный год.       План работы учителей по подготовке к  итоговой аттестации учащихся. Вопросы преемственности среднего звена и начальной школы. Утверждение зачётного материала по русскому языку и литературе, находящихся на семейном обучении. Утверждение материала школьных олимпиадных заданий. (23.09.2014)

 

Заседание 4.

Тема:

 

Заседание 5.

Тема: «Организация работы методического объединения на 2016– 2017 учебный год»

      Повестка дня:

1.Обсуждение и утверждение УМК на 2016-2017 учебный год

2.Предварительное распределение нагрузки на 2016 – 2017  учебный год

3.Организация итогового контроля и проведение предаттестационных работ

 

Заседание 6

      Тема: «Анализ работы методического объединения за 2015 – 2016учебный год»

      Повестка дня:

1.Анализ работы методического объединения за 2015 – 2016 учебный год

2.Подведение итогов успеваемости за полугодие

  1. Выступление по темам самообразования. Составление таблицы эффективности работы методического объединения  за год   

   Тематика заседаний МО определялась задачами работы школы в  2015–2016 учебном году. При выборе тем учитывались профессиональные запросы  педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования  качества педагогической деятельности. Основное внимание при подготовке и проведении заседаний МО уделялось вопросам:

  • качественного освоения  учебно-методических задач по русскому языку и литературе;
  • совершенствования технологии проведения современного урока в контексте введения ФГОС нового поколения по этим предметам;
  • организация учебной деятельности учащихся и их итоговой аттестации;
  • работа с одарёнными детьми;
  • повышение профессионализма учителей.

 

Анализ работы МО над единой методической темой.

    Основная методическая тема, над которой работало в этом учебном году  МО русского языка и литературы, истории и обществознания –   «Формирование творческого потенциала ученика и учителя в условиях внедрения ФГОС НОО и ФГОС ООО ».

Она и определяло стратегию работы МО.

   В своей педагогической деятельности учителя успешно применяют элементы личностно-ориентированных, информационно-коммуникационных, игровых технологий. Также используют известные инновационные методы и приёмы обучения. Широко используется системно-деятельностный подход, проектно-исследовательскую деятельность.  Учителя делились опытом ведения уроков по ФГОС, участвовали в конкурсах открытых уроков, где Архипова О.А. заняла призовое место.

 

Анализ инновационной деятельности МО. В качестве целей инновационной деятельности МО выбраны:

  • развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся;
  • освоение теоретического материала и приобретение практических навыков;
  • формирование познавательной активности школьников, коммуникативной культуры.

 

            Сущность инноваций определена учителями как:

  • повышение уровня знаний школьников;
  • развитие кругозора, эрудиции учащихся;
  • формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках литературы  и русского языка.

 

   Педагоги МО   стараются разнообразить формы проведения уроков – круглый стол, игра, конференция.  В традиционном уроке они используют разные виды учебной деятельности, нестандартные и оригинальные приёмы, активизирующие учеников. Расширяются формы и методы внеклассной работы.

    

Анализ деятельности других форм работы МО.

    С целью  совершенствования технологии организации и проведения современного урока по русскому языку и литературе, а также обмена опытом по вопросам преподавания предмета было организовано взаимопосещение  уроков  учителей русского языка и литературы. Все учителя проводили открытые уроки или внеклассные мероприятия. В заключение каждого открытого мероприятия проводились его анализ и самоанализ.

  

 Одна из действенных форм повышения профессионализма педагогов – участие в деятельности районного МО учителей русского языка и литературы. В течение этого учебного года учителя русского языка и литературы посетили  несколько   заседаний районного МО.

 

Учителя нашей школы входят в разные комиссии по государственной аттестации:

(таблица 2)

Таблица 2

Антохина Н.А

1. Член районной  аттестационной комиссии учителей-словесников

2. Эксперт по проверке  экзаменационных работ по русскому языку в республике

3. Член комиссии по проверке районной олимпиады по литературе                                

Архипова О.А.

1.Председатель ШМО учителей гуманитарного цикла

2.Член комиссии по проверке районной олимпиады                                      по русскому  языку и литературе

Пахомова С.С.

1.Член  комиссии по проверке районной олимпиады   по  истории и обществознанию

 2.                                      

 

 

 Учителя тесно сотрудничали с районной библиотекой.  Архипова О.А. с семьей (дочерью Аней 12 лет и сыном Антоном  5 лет) участвовали в конкурсе постановки сказок, организованном Центральной библиотекой, где заняли 3 призовое место.

Педагоги МО входят  в педагогические интернет-сообщества,  активно  сотрудничают  с сайтами: «ПРО.Школу.РУ», «Завуч. инфо», «Дневник.Ру» и др. 

Итоги индивидуальной методической работы учителей.

            Большое внимание на заседаниях  МО  уделялось изучению и распространению передового  педагогического опыта его учителей.      Значительную роль в повышении профессионального уровня педагогов играет их самообразование. В 2015 – 2016 учебном году  каждый учитель работал над интересующей его методической темой (в рамках единой методической темы МО) ( таблица 3) , а именно:

Таблица 3

ФИО УЧИТЕЛЕЙ МО

ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

Антохина Н.А.

Проектная деятельность на уроках русского языка

Архипова О.А.

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы как средства активации познавательной активности учащихся

Клименко Е.М.

Приемы коррекции орфографических и пунктуационных навыков на уроках русского языка

Пахомова С.С.

Активизация познавательной деятельности учащихся как условие творческой саморазвивающейся мысли

Салахов Р.Р..

 

 

 

 

   Течение этой работы, ее результаты находили отражение в отчетах, представленных на заседаниях ШМО, в личных папках документов учителей, в методической копилке. В течение года учителя выступали на ШМО, РМО, педсоветах, родительских собраниях.                                                                                                                                   

    Работа в этом направлении будет продолжаться и дальше. Каждый учитель должен  пропагандировать и распространять свой педагогический опыт посредством публикаций в различных изданиях методических статей, разработок уроков и внеклассных мероприятий.

 

Проблемный анализ состояния преподавания, качества образования  обучающихся.

Анализ образовательного процесса по русскому языку и литературе.

 

  Динамика  уровня качества знаний обучающихся за 2015– 2016 учебный год по русскому языку ( табл. ), прослеженная по каждому учителю МО, показала, что  наиболее высокие результаты ( качество знаний более 60%)  по предмету показали учащиеся 5а, 5б, 7а, 7б, 11 классов. Это свидетельство кропотливой, планомерной работы учителей и ответственного отношения учащихся к учебной деятельности. В целом качество знаний по русскому языку увеличилось по сравнению с предыдущим учебным годом ( табл. ).

              Вызывает тревогу очень низкое качество знаний в некоторых классах:  8б,9б,. Причины низкого качества знаний: частые пропуски занятий некоторыми учащимися, немотивированность в получении знаний, бесконтрольность со стороны родителей. 

                                                                                                                                    

 

 

Председатель МО                   /Архипова О.А.

 

Категория: Мои результаты | Добавил: ulga
Просмотров: 557 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar